Соцгород может стать объектом мирового культурного наследия.Мы начинаем знакомить горожан с дизайн-проектами общественных территорий, которые претендуют на то, чтобы
попасть в программу «Городская среда» в 2018 году.
Магнитогорцы выбрали четыре приоритетных места, которые претендуют на финансирование из федерального бюджета. Теперь нужно определиться с победителем.
В «гонке» участвуют парк Ветеранов в Ленинском районе, сквер имени Бориса Ручьёва, Экологический парк и Соцгород на левом берегу.
Сегодня речь пойдёт о последнем из них.
Оказывается, Магниткой уже давно интересуется мировое научное сообщество. И привлекают его отнюдь не широкие площади Ленинского района или металлургический гигант, а место, которое, как выяснилось, не каждый горожанин знает.
Это небольшой район
по улице Пионерской в границах улиц Маяковского, Кирова, Чайковского и проспекта Пушкина.
Всего лишь несколько четырёхэтажных домов, зато каких!
В начале 1930-х годов проектированием и возведением этого квартала занимался немецкий архитектор
Эрнст Май. Дом № 27 по улице Пионерской стал первым капитальным домом молодой Магнитки.
Строились они специально для рабочего города, и жить там должны были те, кто всё время проводит на заводе. Первые подобные дома появились в Германии.
Они сохранены и находятся под охраной ЮНЕСКО – это
Фалькенберг, посёлок имени Карла Легина, квартал Бритц и другие.
Магнитка является точкой притяжения для немецких исследователей, которые хотели бы защитить и наш квартал как памятник культуры и истории.
Несколько лет назад здесь прошёл семинар «Квартал № 1 г. Магнитогорска», организованный в рамках международной программы «Баухауз на Урале». Сюда приезжали профессора, доктора архитектуры из Германии и Нидерландов.
Тогда наша общественность узнала, что магнитогорский Соцгород есть во всех учебниках по архитектуре. Молодые специалисты изучают пример нашего города по всему миру.
Архитекторам важны не материалы, из которых построены дома, и даже не мелкие детали жизни, которые появляются и исчезают на территории этого района, а сама идея города-сада, его пропорции и сочетание общественных пространств с личными.
Магнитка стала экспериментом по разграничению личной и коллективной жизни в условиях строительства коммунизма.
Эрнсту Маю выпала возможность найти эту грань и претворить её в жизнь на Магнитострое.
По проекту, эти дома рассчитаны на вселение девяти тысяч человек! Это было возможным благодаря отказу от кухонь: все работники должны были питаться в столовых. Стоять у плиты было некогда – иначе производство простаивало.
В каждой комнате заселялось по несколько человек.
Даже мебель в таких домах для рабочих в размере делилась пополам: столы были короче и уже, сократились в объёмах шкафы и кровати.
Исследователи сообщают, что изначально немецкий архитектор задумал, что в одной комнате поселятся по два человека, но советские власти посчитали это слишком расточительным.
Тогда Май в проекте сузил комнаты, но наши соотечественники и здесь нашли выход: поставили двухъярусные кровати.
«Соцгород представлял собой функционально зонированное пространство, где планировочное членение селитебной территории было выражено в структуре «жилой дом – жилой квартал – жилой район»; Соцгород обладал развитой системой социально-бытового и культурного обслуживания, рассчитанной на стопроцентный охват населения, Соцгород обладал иерархически выстроенной системой общественных пространств»,
– пишут исследователи
А. Б. Елисеев и В. И. Меньковский (Минск, Беларусь) в статье «Жилищная и градостроительная политика в СССР».
Первыми койко-место получали стахановцы, те, кто принимал самое активное участие в жизни завода. В книге
М. Г. Мееровича «Наказание жилищем» такое распределение квадратных метров рассматривается как средство манипуляции населением, а также исключение самостоятельности населения, всеобщую принудительную организацию жизни и деятельности людей.
В структуру этого квартала входили также и детский сад, и школа, а также прачечная, столовая. Для досуга между домами был разбит небольшой парк с четырьмя фонтанами, скамейками, прогулочными аллеями, спортивными и детскими зонами. Повсеместно высаживались деревья и кусты – район должен был стать городом-садом.
Сейчас у нас есть все шансы восстановить и сохранить эту историю для потомков - историю утопии мечтателей и рационализаторов начала XX века.
Этот квартал должен был стать лишь первым, за ним планировалось отстроить и другие подобные районы. Но советское руководство вскоре отказалось от идеи Соцгорода.
Магнитка постепенно начала перебираться на правый берег, а квартиры стали коммунальными, а потом и вовсе – индивидуальными.
Представители ЮНЕСКО, осмотрев наш квартал, предъявили условие по восстановлению и поддержанию порядка на территории Соцгорода.
«Для того, чтобы квартал № 1 вошёл в список ЮНЕСКО, он должен стать объектом федерального значения, и его необходимо восстановить и сохранить этот исторический фрагмент города»,
– рассказал главный архитектор города
Дмитрий Хоменко.
Причём главное, как пояснил архитектор, – сохранение самой идеи общественных пространств: не важны строительные материалы и даже прибавление парковок в связи с изменением уровня и темпа жизни. Неважно и то, что живут в квартирах уже давно отдельные семьи, которые занимают по три-четыре комнаты.
Сейчас выглядят первые капитальные дома Магнитки не лучшим образом: фасады, инженерные сети и крыши уже давно нуждаются в обновлении. Так, вчера вечером из-за неумелого ремонта крыши в доме № 29 по улице Пионерской в квартире четвёртого этажа обвалился потолок.
Тяжёлая штукатурка 30-х годов посыпалась на голову живущей там 51-летней женщины. С травмами головы, рук и тела она была доставлена в первую городскую больницу. «Вечёрка»
побывала на месте происшествия.
Не всё в порядке уже и с теплоизоляцией. Чтобы утеплить подъезды, некоторые жители вынуждены кирпичами закладывать слишком вытянутые окна в подъездах.
А на некоторые балконы владельцы не выходят годами: кажется, они вот-вот упадут на проходящих под ними местных жителей.
На улице Пионерской остались следы бурной торговли 1990-х – лохмотья от старых вывесок висят и тут и там. Интересно, что их не снимают ни прежние владельцы, ни новые арендаторы, ни местные жители. Наверное, они никому не мешают.
Все четыре фонтана не только не работают. Местные жители говорят, что трубы, подходящие к ним, уже давно непригодны для эксплуатации. Они стали объектами вандализма. Один из них был недавно заново покрашен, но уже вновь состарился,
а стоящий через дорогу и вовсе выглядит как реквизит для фильма ужасов.
Специалисты кафедры архитекторы МГТУ им. Носова уже давно разработали несколько проектов по реставрации первого квартала с восстановлением прежней красоты. Кроме первоначальных элементов, они предлагают добавить парковки и современные детские и спортивные площадки. Сейчас все проекты уже скомпонованы.
К слову, они не окончательные.
До 15 марта каждый горожанин (особенно к диалогу приглашаются отдельные архитекторы или целые компании) может принести свой эскизный проект. При этом все предложения должны быть конструктивными и не вносить изменения в концепцию Соцгорода.
Свои идеи можно сообщить через систему
«Активный город» на сайте городской администрации или принести в кабинет №
269 мэрии (
пр. Ленина, 72).
Станет ли Соцгород той общественной территорией, что преобразится по программе «Городская среда»? Теперь дело за выбором горожан на рейтинговом голосовании, которое состоится в середине марта. Высказать своё мнение могут жители от
14 лет.