Магнитогорские психологи обсудили сегодня асоциальное поведение подростков.В мэрии проходит педагогическая конференция на соответствующую тему. Зал полностью был заполнен психологами, соцработниками и воспитателями, которые работают в школах и интернатах нашего города. Перед ними выступили педагоги и медики, в том числе кандидат педагогических наук
Ольга Потрикеева, доцент МГТУ, и
Елена Цепаева, заведующая детско-подростковым психоневрологическим диспансером ОПНБ № 5.
Сейчас детей не нужно готовить к жизни – эта формулировка безнадёжно устарела. Подростки живут здесь и сейчас, и нужно включать их в созидательную деятельность как можно раньше. Если не найти применение их энергии и способностям, они найдут его в другом месте – в группах по интересам во дворе или ещё хуже, молодёжной криминальной среде.
Первым звонком для родителей должны стать школьные прогулы. Чем занимаются дети в это время? По статистике,
80% преступлений, которые совершают подростки, происходят под воздействием психостимуляторов, в том числе наркотиков и алкоголя. Чаще всего кражи, грабежи, убийства и изнасилования (самые распространённые деяния) происходят в группе. По одному несовершеннолетние могут преступить закон только при холодном расчёте. Такое реже, но тоже встречается.
Причиной преступлений становятся желание выделиться, утвердиться в коллективе и обществе, самореализоваться, - рассказала
Елена Цепаева.
А
Ольга Потрикеева отметила, что сейчас педагогическая наука предлагает дать эти возможности подросткам, но в позитивном ключе. При этом и школа, и семья должны стать площадками «воспитательной инфраструктуры». Это означает, что в школе дети не только учатся, но и посещают разнообразные кружки, секции, занимаются полезной и интересной для них работой. Очень важно, чтобы ребёнок видел результат своего труда. Это самый эффективный способ стимуляции его на дальнейшую деятельность.
Но и семья не должна оставаться в стороне: родители должны продумать организацию досуга, общие увлечения с детьми и просто доверительно общаться. Проведённое исследование показало, что современным детям очень сложно выстраивать коммуникации как с родителями, так и со сверстниками. Ребята очень плохо считывают эмоции собеседника.
Быть может, кто-то из родителей захочет познакомиться с литературой, на которой основываются нынешние педагогические теории и практики. В своей работе психологи и соцработники опираются на научные работы американского философа
Джона Дьюи, венгерского психолога
Макса Вертгеймера и российского учёного и педагога
Марка Ивановича Башмакова. Не забывают и нетленные труды знаменитого советского педагога
Антона Семёновича Макаренко.