Как из двоечника сделать отличника? Какие они – современные школьники? И почему Иваново называют «городом невест»? Об этом и о многом другом рассказал «Вечёрке» победитель городского этапа конкурса «Педагог года – 2017» Гамат Гасанов. Гамат Гасанов преподает географию в школе № 10, и в свои 27 лет он уже стал лучшим учителем города. Родом Гамат из солнечного Азербайджана. Еще ребенком он с семьей переехал в Магнитогорск. В 1997 году, когда в нашем городе начали проводить конкурс «Учитель года», будущий победитель только отправился в первый класс школы № 49.
Будучи жителем южной страны, Гамат, идя в первый класс, совершенно не владел русским языком. Но это не помешало ему через пару лет стать одним из лучших учеников школы. После восьмого класса Гамат перешел в Многопрофильный лицей №1, из которого выпустился в с серебряной медалью «За особые успехи в учении» и без единой «4» в аттестате. В этом же году он поступил в «МаГУ» на специальность «Социально-культурный сервис и туризм», который с отличием окончил в 2013.
После этого начинается бурная деятельность новоиспеченного учителя в школе. Не смотря на звание «специалиста по сервису и туризму», работать Гамат пошел учителем географии в «Среднюю общеобразовательную школу № 10 имени В. П. Поляничко». А уже через год стал еще и руководителем методического объединения учителей химии, биологии, географии школы № 10.
В 2016 году Гамат Гасанов прошел профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование: учитель географии» в Европейском университете «Бизнес Треугольник» в северной столице России.
Сейчас Гамат вместе с женой воспитывает двух замечательных детей: дочь Валерию, которая в свои 6 лет ходит в дошкольную гимназию при школе № 10 и малютку-сына Самира, которому всего 1,5 месяца.
- Прежде всего, вопрос, почему вы выбрали именно географию?- Я считаю, что роль географии в воспитании молодого поколения сложно переоценить. Любовь к своей малой и большой Родине, уважение к культуре разных народов, бережное отношение к нашему общему дому – планете Земля, ощущения себя частью этого большого мира – вот, что дает география человеку. Кроме того, это один из самых практикоориентированных предметов, ведь то, что узнает человек на уроках географии, это обязательно ему пригодится и во взрослой жизни.
- Нельзя обойти стороной и конкурс, в котором вы победили. Расскажите о нем подробнее. Что дало вам состязание?- В первом туре нужно было провести открытый урок и разговор с учащимися по выбранной им теме, а в полуфинале публичную лекцию по общественно-значимой теме, касающейся проблем в сфере образования и предложить свои пути решения этих проблем. В финал прошли 5 учителей, которые провели мастер-классы и приняли участие в «круглом столе» образовательных политиков, где вопросы нам задавал и начальник управления образования Александр Хохлов.
Это состязание дало мне, прежде всего бесценный опыт, который я буду применять в своей профессиональной деятельности, ведь все участники продемонстрировали свои интересные находки в области педагогики. Также благодаря конкурсу мне удалось систематизировать, что называется, «привести в порядок» и свои педагогические навыки и умения.
Ну и наконец, я считаю, что такие конкурсы способствуют не только профессиональному росту, но и сплочению учителей. На протяжении всего конкурса мы с коллегами поддерживали друг друга и вели себя не как соперники, а как хорошие друзья. Меня, например, финалисты очень тепло поздравили, когда в день заключительного тура у меня родился сын. Я думаю, это связано с тем, что на конкурсе «Педагог года» каждый старается превзойти себя, вырасти над собой, а не быть лучше других.
- Конкурс конкурсом, а как обычно проходят ваши уроки?- Урок – это целая жизнь со своим началом, основными событиями и результатом и поэтому я придерживаюсь того, что урок нужно не проводить, а «прожить» совместно с учащимися. Я очень надеюсь, что мои уроки познавательны и интересны, а также полезны с практической точки зрения.
- Многие дети большие непоседы, как вам удается увлечь ребенка?- Мотивация – один из главных элементов в современном образовании. Если у ребенка нет стимула к изучению той или иной темы, то учебный процесс будет сложным и для ученика, и для учителя. А чтобы этот стимул был, нужно давать ребенку ситуации из жизни, связанные с изучаемой темой. Например, почему многие конфеты производят в Липецке и Воронеже? В процессе изучения темы ребята узнают, что эти города находятся в Центрально-Черноземном районе, где в большом количество выращивают сахарную свёклу, и сами отвечают на поставленный вопрос. Или почему Иваново называют «городом невест»? Ввиду широкого развития текстильной промышленности в этом городе преобладает женское население.
Примеров мотивации можно приводить достаточно много, но главное, чтобы они заинтересовывали ребят и помогали достичь целей обучения. Нужно, чтобы учащиеся понимали, где им в жизни пригодится тот или иной материал, изучаемый в школе. Образование должно быть не ради образования, а ради того, чтобы помогать человеку в жизни.
- Бывает ли, что дети выводят Вас из себя?- Я такой человек, что если кто-то пытается вывести меня, я никогда не ведусь на провокации. А если кто-то отвлекается на уроке, мешая при этом остальным, делаю устное замечание. Есть дети, с которыми мы давно достигли взаимопонимания, и здесь можно обойтись без слов, достаточно строгого и пристального взгляда - сами сразу понимают, что не так, и начинают вести себя достойно.
- А реально ли из двоечника сделать отличника?- Вообще я не сторонник «клеймить» детей, деля их на «двоечников» и «отличников». Один и тот же ученик в разных видах учебной деятельности показывает разные результаты в силу своих склонностей. Задача учителя в должной мере развить способности ученика в разных видах деятельности и, находя индивидуальных подход, помочь ребенку там, где он испытывает затруднения.
- Действительно, дети бывают разные, и индивидуальный подход просто необходим, но можете ли вы охарактеризовать, в общем, какие они, современные школьники? - Несмотря на критику современных детей со стороны многих взрослых, всегда были, есть и будут добросовестные и ответственные дети, которые хотят и любят учиться. Американский публицист Роберт Ингерсолл как-то сказал: «Школа – это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы». Задача любого учителя – видеть эти самые алмазы и в процессе шлифовки булыжников не забывать превращать алмазы в бриллианты.
Особенность нынешних детей – безграничный доступ к большому объему информации, это одновременно и широкие возможности для развития, и большие опасности. Задача всех взрослых - и родителей, и учителей - помочь детям сориентироваться и адаптироваться к стремительно меняющимся условиям современного мира.
- Нельзя не спросить и о самом запоминающемся случае из вашей учительской практики. - Их очень много, поэтому сложно так сразу вспомнить какой-то один. Но расскажу из последнего: не так давно говорил со своим классом о правилах дорожного движения, и вот на днях две девочки спрашивают меня: «А можно переходить дорогу в наушниках?», на что я им: «Нет, нельзя, поскольку это значительно снижает вашу бдительность на проезжей части, и в наушниках не слышно приближающийся транспорт». Потом было забавно услышать от них следующий вопрос: «А почему тогда Вы вчера переходили дорогу в наушниках?». Разумеется, я им пояснил, что при переходе дороги я снижаю громкость (а это действительно так). Этот случай лишний раз меня убедил в том, что для детей всегда нужно быть достойным примером, ведь если ты чего требуешь от них, то будь добр и сам это выполнять.
- А что для вас значит быть учителем?- Сейчас с возможностями сети Интернет учитель перестал быть истиной первой инстанции (как, возможно, это было раньше). Любой ребенок может найти во всемирной паутине любую интересующую его информацию и узнать гораздо больше, чем самый начитанный учитель. Другое дело, будет ли он ее искать и сможет ли современный ребенок найти в этом огромном потоке достоверную информацию. Поэтому, на мой взгляд, учитель сейчас – это тот, кто создает интерес к познанию и направляет ребенка в нужное русло, чтобы помочь родителям вырастить достойного и образованного человека.
- Каким должен быть идеальный учитель?- Такого просто нет, поскольку это постоянно развивающаяся профессия, но, прежде всего, искренним, я считаю. Главный инструмент учителя – это слово. Азербайджанский поэт и мыслитель XII века сказал: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце». Если учитель будет постоянно учиться, развиваться, любить свое дело, любить и уважать своих учеников, тогда его слова будут проникать в сердца и, возможно, останутся там на всю жизнь.
- А ученик?- Желающий учиться и открывать для себя новое. Если это желание есть, тогда всегда получится.
- Работа учителя отнимает очень много времени, а чем вы занимаетесь в свободное время? - Провожу время с семьей: походы в кино, театры, развлекательные центры. Мы стараемся регулярно посещать экологический парк, где зимой катаемся на коньках и лыжах, а летом – на велосипеде. Еще я делаю экскурсии для дочки по городу и области, чтобы знала и ценила родной край.
Приятным времяпрепровождением также считаю чтение произведений как великих мастеров прошлого (Низами Гянджеви, Жюль Верн, М. Ю. Лермонтов, М. А. Булгаков), так и современников (Чингиз Абдуллаев, Эльчин Сафарли, Джордж Мартин).
Одним из хобби могу назвать нумизматику и бонистику, думаю, что по деньгам можно узнать многое об истории и географии целых народов.
- И в заключение: что бы Вы изменили в системе образования?- Современная система образования сама достаточно быстро меняется в соответствии с требованиями времени. Некоторые ее критикуют, говоря, что советская система образования себя зарекомендовала и была лучшей в мире, поэтому не надо ничего не менять. Никто и не спорит, многие методы работы, используемые по сей день, разработаны в то время лучшими педагогами страны Советов. Но посмотрите на наши реалии: сейчас учитель не является единственным источником информации. Он должен не давать знания в готовом виде, (их априори нельзя «дать», иначе это не знания, а просто вызубренный и забытый после получения отметки набор информации), он должен научить добывать знания, работать с информацией и донести до ребенка, зачем ему те или иные навыки и умения.