Самый известный силач в стране родом из Магнитогорска. Его детство прошло в Верхнеуральском районе, в посёлке
Спасский. Улочки Магнитогорска знает, как свои пять пальцев, хоть и признаётся, что после последнего приезда город изменился, но «несильно».
Хусаин Бозоров - артист циркового шоу
«Инди-Ра», знаменитый на всю Россию силач. Его позвоночник выдерживает огромный вес. На сцене ему на спину накидывают
восьми-двенадцати килограммовые ядра, он жонглирует
32-24 килограммовыми гирями и ловит специальной чашей насыпные снаряды, вес которых порой достигает
40 килограмм. Разве это не чудо?
Попробовал и понеслось…В детстве Хусаин не мечтал о карьере артиста. Учился в школе, бегал с друзьями, занимался классической борьбой. В цирк его привела случайность. Вернувшись из армии, юноша по комсомольской путевке поехал в Ростов-на-Дону. Там в зале
«Донской богатырь» он занимался гиревым спортом.
Успехи нашего земляка заметили, и он попал в спортивную сборную
«Ростсельмаша». Во время игр футбольной команды гиревики «заполняли паузы» - выступали с силовыми номерами во время перерывов между таймами.
Однажды приятель – бывший штангист рассказал Хусаину, что ходит в студию, где репетирует номер для циркового шоу.
«А ты не хотел бы попробовать? Пойдём, посмотришь»,
- прозвучал неожиданный вопрос.
Наш земляк, не задумываясь ни на минуту, согласился. Мир цирковых подмостков тогда казался ему чем-то неизвестным, загадочным и непонятным. Он присоединился к бывшему штангисту и вместе они за 9 месяцев подготовили свой первый номер.
Режиссёр того шоу оказался артистом со стажем. Он ставил программу по «проверенным» рецептам. Так выступали в ещё 40-х годах. Репетируемые друзьями трюки с метанием ядра остались далеко в прошлом.
«Виктор Ефимович, ну так же никто не делает!», - пытались спорить ребята.
«А вы делайте!», - отвечал пожилой артист.
Почему позвоночник спортсменов не ломался под грузом тяжестей? Вопрос, ответ на который никто не может найти. Хусаин загадочно пояснил, что дело тут в прослойке мышц и…. немножко волшебная способность организма.
«Конечно, просто так ничего не даётся. Что мы только не делали во время первых репетиций, чтобы избежать травм! И каски надевали, и строительные головные уборы, а позади на спину, под ткань, пришивали поролон, чтобы не било по позвонку. Хитростей много было»,
- рассказывает артист.
Спустя некоторое время на гастроли в Ростов приехал
Вальтер Запашный. Он оказался большим другом режиссёра студии. Посмотрев, что выделывают на сцене юные силачи, гость заявил:
«Всё, забираю ребят с собой». Это был момент, когда Хусаин понял – теперь он настоящий цирковой артист.
Однако, поработать у Вальтера Запашного нашему земляку так и не удалось. После выпуска из студии в 1989 году их «перехватили» другие цирковые деятели. Силачи разъехались по разным коллективам.
Кстати, со знаменитой семьёй Запашных уральский артист всё же поработал. С сыновьями Вальтера –
Аскольдом и Эдгардом их связывал длительный творческий союз, который распался два года назад, после того, как братья ушли из Росгосцирка.
«Я домой приехал»За свою карьеру Хусаин сумел объехать всю Россию и несколько раз выступал за границей. Он знает сотни городов, с каждым из которых связана особая история. Родной Магнитогорск силач часто вспоминает, а вот бывает, к сожалению, редко. Хотя и смеётся, что в паспорте у него до сих пор значится прописка в посёлке Спасский.
«Я домой приехал. Когда выступаем, через меня называют то Верхнеуральским, то Магнитогорским. Никогда не скрывал, что я местный. Я горжусь этим»,
- говорит Хусаин.
Свои способности он демонстрировал магнитогорской публике около восьми раз. Впервые это случилось ещё в далёком 1993 году.
«Зрители наши, они не меняются. Изменяется только обстановка в цирке – сцена, цвет декораций и стульев в зале. Тут не зависит не от политики, не от каких-то других аспектов. Как раньше принимали, так и сейчас. Есть зрители, есть артист. Ничего не меняется. Если отработаешь честно, получишь главную для артиста награду – миллионы улыбок и продолжительные аплодисменты»,
- рассуждает силач.
«Жду, когда на голову упадёт»Эта история случилась
весной 1992 года. Первые серьёзные гастроли. Саратов. На арене местного цирка Хусаин и его товарищ на глазах изумлённых зрителей жонглируют гирями, метают ядра, ловят тяжести спиной. Всё идёт по плану.
Гастроли идут уже около месяца. На каждом представлении на правой стороне, на первом ряду сидит старенький дедушка. Он не приглашённый и не «блатной». Покупает билет за свой счёт, занимает место в зале и, дождавшись выступления силачей – уходит. Покидает зал сразу после окончания номера Хусаина.
«У вас поклонник завёлся»,
- подшучивали другие артисты.
Пожилого фаната уже приметили абсолютно все. История повторялось на каждом представлении. Тогда Хусаин и его партнёр решили «поймать» старичка – спросить, почему же он так поступает. Сразу после окончания номера силачи бросились в фойе.
«Дедушка, а вы почему уходите? Нас посмотрите и сразу на выход. Вам так номер нравится?»,
- спросили его удивлённые артисты.
«Да нет, - протянул седой зритель. – Я жду, когда по башке попадёт».
Такого атлеты явно не ожидали.
«Эх, дед, не дождёшься»,
- ответили артисты и отправились в гримёрку. Ошибок на сцене они не совершали.
Впрочем, к чему лукавство. Однажды всё таки случился курьёз, который, хоть и закончился хорошо, но запомнился Хусаину навсегда.
В 1995 году в Кемерово из-за ошибки партнёра карьера нашего земляка чуть было не окончилась.
«Работаем с партнёром. Я держу перш, а он кидает ядра, которые должны угодить в чашу. Снизу перша – прорезиненный налобник. Я держу ядро лбом, барабанная дробь, перш неожиданно для зрителей летит в руки партнёра, а тяжёлые шары мне на шею. В тот день получилась такая ситуация: другой артист, накидывая, дал ядру излишнюю крутку. Раскрутил сильнее, чем нужно. Я даю силу, а ядра летят мимо – прямо мне на голову. Единственное, что в тот момент смог сделать, это наклонить голову чуть влево, - рассказывает Хусаин. – Как это произошло, я даже не понял, просто стало вдруг тепло и...темнота перед глазами».
Очнулся знаменитый артист лишь спустя несколько секунд. Нет, не лежащим на сцене. Уральский силач понял, что продолжает стоять на ногах, держа в руках перш.
«До сих пор помню глаза партнёра. У Женьки ещё глаза были такие большие и ресницы густые и длинные. Он стоит молча и ими хлопает, на меня смотрит. Я оглядываюсь вокруг, а ядра рядом на полу валяются. В зале тишина. Встряхнулся и говорю: «Женя, повторяем». Он обрадовался, схватил ядро и снова бросил. Уже всё верно. Номер мы отработали на все сто процентов».
Во время антракта дирижёр, восхищённый переполохом, который произошёл на сцене несколько минут назад, пошутил, что если так делать каждое представление – от зрителей отбоя не будет.
«Не уж нет, - ответил Хусаин. – У меня никакого здоровья не хватит, если каждый раз по голове бить будете».
С каждым годом вес тяжестей становится больше
Номер уральского силача совершенствуется с течением времени. Например, последние годы он выступает без партнёра, только с ассистентом, который накидывает ядра. А ведь раньше на сцене их было трое: Хусаин, партнёр Женя и пуделёк, забавно повторяющий за циркачами их смелые трюки. Правда, с мячиком. Эта троица, уходя со сцены, даже шагала с одной ноги.
После расставания с прежним товарищем по сцене, Хусаин так и не смог подобрать себе нового друга. Пытался – всё не то. В «Инди-Ре» он один такой.
«Сейчас за час до начала представления начинаю разминку. Разогреваю мышцы, готовлюсь. А когда молодой был, то прибегал к началу выступления, быстренько переодевался и работал. С возрастом становишься ответственнее. Да и годы берут своё. Уже не попрыгаешь»,
- с легкой грустью в голосе отмечает силач.
Количество участников номера уменьшилось, а вот вес, поднимаемый на сцене, возрастает с каждым годом. Трюки становятся всё опаснее, а способности нашего земляка вызывают всё больше вопросов. Неужели и правда, у него стальной позвоночник?
Семьянин, которого не узнают на улицеЗабавный усач, тягающий тяжести он только на сцене. В жизни Хусаин примерный семьянин и заботливый папа. Одиннадцать месяцев он на гастролях, месяц – дома. Впрочем, семья артиста не бросает. Например, в Магнитогорск он приехал вместе с женой и 9-летней дочерью.
«Конечно, есть у меня и другая жизнь. Без звуков оркестра и света софитов. Сын уже взрослый. Учится в университете. Он востоковед. Дочка маленькая пока. Надеюсь, станет музыкантом. Я купил ей хороший аккордеон. Ей нравится группа «Невесты». Мечтает однажды сыграть также»,
- рассказывает Хусаин.
Артист признаётся, что без грима его на улице не узнают. Впрочем, это вовсе не минус. По городу знаменитый атлет передвигается незамеченным.