Юный корреспондент рассказывает о направлении искусства. Россия в начале двадцатого века прибывала в очень шатком положении. Неудачные войны, политический и экономический кризис заставили людей усомниться в императорской власти. Грянула Великая Октябрьская революция, событие, в корне изменившее уклад нашей страны. Именно на фоне этих событий развилось культурное течение, названное впоследствии авангардизмом, абсолютное отличное от того, что было раньше, противопоставляющее себя более старым традициям и культуре. Именно о нём я бы хотел написать в этой статье.
Само слово авангард происходит от слов
«avante» –
вперёд и
«garde» -
охранять. Представители этого направления старались максимально отойти от старых рамок и понятий, сотворить новое искусство для нового мира. Поиски новых форм и идей, попытка отделиться от консервативных мыслей, рассмотреть понятие «искусства» со всех сторон – главенствующая цель всего авангарда двадцатых годов двадцатого века. Проникая во все сферы культуры, это течение оказало влияние на живопись, скульптуру, архитектуру и поэзию. Авангардизм невозможно охарактеризовать одним стилем в живописи, как, к примеру, импрессионизм или реализм, но идеей и стремлением к новому.
Абстракционизм, футуризм, супрематизм, лучизм, дадаизм, конструктивизм, всячество, кубофутуризм – такое большое количество непонятных слов может поставить любого в некоторое замешательство. Все выше перечисленные слова – это направления русского авангардизма.
Абстракционизм уходит от природных форм, главные роли в произведениях этого направления играют цвета и геометрические фигуры. Каждый человек видит в абстракционизме то, что хочет увидеть, полотна художников-абстракционистов создают великое множество ощущений у зрителя. В России это направление, в первую очередь, развивал
Василий Кандинский. Многие его работы абсолютно беспредметны, нет в них ни чётких контуров, ни деталей, но они наполнены мастерской игрой с цветом и формами. Они напоминают музыкальные произведения, краски с его полотен звучат, подобно многим разнообразных инструментам. Сам автор однажды сказал:
«Цвет – это клавиша, а душа – многострунный рояль».Из абстракционизма постепенно появились такие течения как лучизм и супрематизм. Вся суть лучизма заключается в изображении не самих предметов, но лучей света, отражающихся от них. Полотна немногочисленного количества художников, работавших в данном стиле, -
Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и Сергея Романовича, невозможно не узнать. Очень резкие контуры, пучки лучей, линий, абстракция – вот составляющие лучизма, выделяющие его на фоне других течение русского авангарда.
Слово супрематизм происходит от слова «supremus» - наивысший, крайний, последний. Течение было основано известным очень многим людям
Казимиром Малевичем. Основой всего сущего, как излагает в своих теоретических трудах Малевич, является квадрат. В действительности, работы супрематистов представляют собой набор геометрических фигур, а вся изобразительность отходит на самые дальние планы, стремится к нулю. Искусство исчерпало себя, время образов и представления прошло, оставив место для ощущений и эмоций. Высшей точкой супрематизма Малевич считал произведение «Белое на белом», полностью погружающее зрителя в вопрос: «Как это понимать?».
Линиизм – это течение, основанное
Александром Родченко. Он считал, что линия способна полностью составлять всю живопись. В своей брошюре, так и неизданной на широкие массы, Родченко заявлял, что линия – это «первое и последнее слово в живописи», «она и каркас/скелет, и движение, и путь». Вероятнее всего, не ограничивай Родченко технические возможности, то мир бы лицезрел архитектурные и скульптурные произведения автора. Впрочем, не стоит забывать, что многие конструктивисты опирались именно на его идеи.
В действительности, немногие знают о линиизме и его положениях, но, вероятнее всего, хоть краем глаза видели рекламные плакаты Родченко.
Конструктивизм – это, в первую очередь, направление в архитектуре, а после уже в живописи и графике. Конструктивисты считали, что искусство должно соответствовать запросам общества, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что направление проявило себя полностью после Октябрьской Революции. Практичность была противопоставлена роскоши и изяществу, все структуры общества должны были быть стандартизованы, искусство не должно иллюстрировать жизнь, но должно менять и создавать её. Впрочем, направление довольно быстро изжило себя и кануло в Лету, оставив идеи, впоследствии оказавшие влияние на архитектуру, живопись и графику.
Футуризм в поэзии, как мне кажется, знаком очень многим благодаря
Владимиру Маяковскому и его особенному стилю написания стихотворений. Помимо него, можно выделить
Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова. Отличительной чертой этого явления в литературе можно считать создание авторских неологизмов, ведь, порой хочется выразить свою мысль максимально чётко, но нет ни одного слова, которое могло бы выразить её, и использование зауми. Она характеризуется отказом от всех или некоторых привычных элементов привычного для нас языка, является ещё одним
экспериментом с формой авангардистов, заставляя читателю, порой, самому придумывать смысл. Очень ярким примером фонетической зауми (то есть, сочетаний букв, которые не складываются в слова) может послужить стихотворение вышеупомянутого Алексея Кручёных.
«Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз...»,
- абсолютно неясно, что хотел сказать этими строками автор.
Есть также несколько других типов зауми, которые можно детально рассмотреть на стихотворении в прозе
Бенедикта Лившица. «Долгие о грусти ступаем стрелой. Желудеют по канаусовым яблоням, в пепел оливковых запятых, узкие совы», - пытаются донести до нас потаённый смысл буквы. В этом стихе используется морфологическая заумь (слово «желудеют» выглядит очень привычным, но между тем, абсолютно неясным), синтаксическая ( словосочетание «долгие о грусти» состоит из правильных слов, но меж тем значение остаётся неопределённым), а также супрасинтаксическая (то есть, всё в словосочетании или предложении кажется правильным, но не ясно о чём говорится, «пепел оливковых запятых» служит прекрасным примером).
Само слово «футуризм» говорит о том, что всё в этом течении движется к будущему. Картины художников-футуристов в своём восхищении перед достижениями техники часто бывают выполнены примитивно, без любых сложных приёмов.
Самым демократичным течением русского авангарда, безусловно, является всёчество. Оно признавало любой стиль, любое направление в искусстве, вне зависимости от места и времени его создания. Искусство – это непрерывный процесс, нельзя как-либо его ограничивать, и любой творец достоин признания.
Дадаизм в живописи является коллажем, возведённым в искусство. Существовали случайные коллажи, порой даже сам автор не знал, как будет выглядеть итоговое произведение. Протестные коллажи, как можно было понять из названия, супротив имели очень чёткую окраску, часто политическую. То, что нельзя было сказать словами, что никогда бы не пропустила цензура, возникало на них, создавая зрительный протест. Также были «поэтический коллажи», созданные не случайно, но использовались исключительно с точки зрения красоты и эстетики.
Авангардизм невероятно многогранен, каждое направление по-своему уникально и позволяет человеку взглянуть на мир с абсолютно другой стороны, что, как мне кажется, является его наиболее притягательной особенностью. Он заставляет анализировать себя, пытаться понять, что хотел высказать тем или иным произведением автор, погружаться в его омут с головой.
Дмитрий Петров,
юнкор газеты «Классный репортер»