Доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев (г. Санкт-Петербург) на Петровских чтениях рассказал о неожиданных результатах теста, проведённого среди российских и европейских школьников.
В тесте речь шла о религиозном воспитании молодого поколения. В последнее время эта тема очень актуальна для России, так как в наших школах появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Для Европы этот вопрос не менее актуален, особенно в связи с последними событиями на Ближнем Востоке и наплывом беженцев.
Оказалось, что российские школьники отличаются высокой религиозностью по сравнению со сверстниками из Европы.
После нескольких вопросов, на которые школяры всех стран ответили приблизительно одинаково, последовал вопрос о свободе совести. Он прозвучал так: «Поддерживаете ли вы мнение, что религия – личное дело каждого?» Только половина европейских школьников ответила на этот вопрос положительно, а в Великобритании и Исландии и вовсе только одна треть.
В России на этот вопрос положительно ответили 92% школьников, причём 2/3 из них – в категоричной форме.
Фёдор Николаевич Козырев считает это уникальной особенностью наших подростков:
«Это указывает на повышенную степень приватности, стремлении скрыть свои религиозные воззрения от посторонних глаз, спрятать самое сокровенное в семейных тайниках».Возможно, причина такого утаивания в нескольких десятилетиях религиозного молчания, отметил учёный, однако личный религиозный выбор свойственен именно для православия. Так было до революции 1917 года, и те же процессы мы наблюдаем сейчас.
«Это нельзя не учитывать при ведении курса «Основы религиозных культур», иначе подросток закроется от педагога. Вы будете получать от него правильные ответы, но Ваши уроки будут вызывать у него лишь отторжение», – заметил
Фёдор Николаевич.Также доктор педагогических наук высказался о забюрократизированности школьного процесса и загруженности школьного учителя:
«Вместо того, чтобы посещать театр, читать, общаться или, в конце концов, просто думать, учитель вынужден вертеться в этом бюрократическом колесе, заполняя огромное количество документов».Отметим, что учёный выпустил несколько книг, где рассказал педагогам, как лучше построить уроки по изучению религиозных культур. В числе его работ монографии «Религиозное образование в светской школе» (2005), и «Гуманитарное религиозное образование» (2010).